Несколько десятилетий назад мировое автомобилестроение начало постепенный переход на новые экологические стандарты. Причина была проста: города оказались так наводнены транспортом, что смог (отработанные выхлопные газы) отравлял воздух и мешал жить. В связи с этим автопроизводителей обязали модернизировать систему выпуска выхлопных газов, чтобы максимально снизить в них содержание вредных веществ. Да, выхлопные газы современных автомобилей в 5-6 раз менее токсичны, чем 20 лет назад!
В России с 1 января 2016 года действует экологический стандарт Евро-5. Это значит, в нашей стране запрещены производство (и импорт) автомобилей, а также топлива, которые не соответствуют этому классу.
Каким же образом производители автотранспорта добились снижения токсичности выхлопов? Все очень просто. Для этого была разработана и внедрена особая деталь.
Автомобильный катализатор – спаситель наших городов
Эта деталь устанавливается в выхлопную систему автомобиля и в процессе работы без остатка выжигает вредные вещества, которые не сгорели в двигателе:
● углеводород (CH);
● сажу (C);
● окись углерода (СО);
● окислы азота (NOX).
Катализатор представляет собой керамический блок (температура плавления 1200 ⁰С) с микроскопическими сотами, на стенки которых наносится тончайший слой солей драгоценных металлов (платины, палладия и родия). Этот блок устанавливается в выхлопную систему автомобиля.
Поступающие по выхлопной трубе газы проходят через каталитическую решетку, словно через фильтр, и запускают сложную окислительно-восстановительную химическую реакцию. В результате агрессивные для окружающей среды вещества расщепляются внутри катализатора на безопасные воду, углекислый газ и азот.
Средний срок службы автомобильного катализатора составляет около 150 тысяч километров.
Отчего автомобильный катализатор выходит из строя?
В нормальных условиях катализатор выходит из строя после того как сгорает каталитический слой. Из-за уменьшения площади каталитического слоя, катализатор не может дожигать все выхлопные газы и поэтому постепенно уровень наличия вредных веществ на выходе начинает увеличиваться. Когда уровень переходит пороговое значение, которое заложено в блоке управления автомобилем, на панели приборов загорается «CHECK», который при расшифровке выдаст ошибку «P0420 Эффективность катализатора ниже порога». Многие автовладельцы никогда не сталкиваются с такой проблемой, но необходимо учитывать особенности эксплуатации автомобиля.
Значительно быстрее приходят в негодность катализаторы на тех автомобилях, хозяева которых практикуют агрессивный стиль вождения, а именно часто и резко нажимают на газ. При агрессивной езде на автомобиле вырабатывается обогащённая топливная смесь. Попадая в катализатор, она перегревает каталитический блок, снижает качество очистки выхлопных газов и может привести к разрушению детали. Поэтому на бортовом экране водителя загорается предупредительный знак «Check Engine». Порой, выдаваемая ошибка даже препятствует запуску мотора, то есть Вы просто не сможете завести автомобиль.
- некачественный бензин с тяжелыми примесями;
- проблемы с системой зажигания;
- попадание в катализатор технических жидкостей для промывки топливной системы.
Постепенный выход из строя катализатора приводит к потере мощности автомобиля и появлению неприятных звука и запаха в салоне.
Наконец, согласно Техническому регламенту, управление транспортным средством с двигателем внутреннего сгорания, нарушающим стандарты экологичности, расценивается как нарушение конструкции автомобиля. То есть машина просто не пройдет государственный техосмотр.
Что делать, если катализатор исчерпал свой ресурс?
Первое и главное. Помните: некачественный ремонт катколлектора или установка неоригинальной детали могут привести к куда большим проблемам.
Во-первых, ремонт вышедшего из строя изделия требует промывки мотора, замены масла, подбора прошивки двигателя, и при этом не гарантирует, что проблема будет решена без последствий.
Во-вторых, приобретение детали неизвестного производителя тоже может принести неприятный сюрприз. Катколлектор подбирают по мощности и объему двигателя, если допустить ошибку с одним из параметров, это приведет к снижению мощности автомобиля, за счет увеличения газодинамического сопротивления потока и всеми вытекающим из этого проблемам.
В-третьих, одно из наиболее популярных решений – вырезать вышедший из строя катализатор и «обмануть» при помощи перенастройки программное обеспечение – может привести к серьезным, а иногда и необратимым сбоям в работе всей системы, в том числе двигателя, а также повышенному расходу топлива и масла.
Вот почему самым правильным и безопасным устранением проблемы станет полная замена детали на оригинальное изделие. В этом случае Вы не только избежите массы проблем, но и будете точно уверены в качественной работе всех связанных узлов автомобиля, а значит – в своей безопасности на дороге. экономьте вместе с MyEcoTools!